Interview de l’Ambassadeur de France à "BOLCHOÏ" [ru]
Взаимоотношения Беларуси и Франции гораздо шире, чем воспоминания о Наполеоне на Березине, Нарочанской операции во время Первой мировой войны и взаимодействии эскадрильи Нормандия-Неман во время Второй мировой. « Большой » поговорил с Послом Франции в Беларуси господином Дидье Канессом о том, что сейчас связывает наши страны, а также о современных европейских ценностях.
Текст Сергей Зубелинский
Фото Максим Шумилин
1. - Современная Европа отличается от Европы вашего детства ?
Моё поколение застало европейское строительство, от шести стран Общего рынка до двадцати восьми членов Европейского Союза – и это самое прекрасное достижение в геополитике 20-го века ! Сегодня Европейский Союз – это первое пространство мира, свободы, демократии, процветания и социальной справедливости в мире. Тем не менее- и это парадокс - европейская конструкция переживает кризис доверия, о чем свидетельствует Brexi и рост популистских движений, требующих замыкания в себе и возврата к национальному эгоизму. Это опасное заблуждение ! Ведь как ответить на мировые вызовы, касающиеся климатического потепления, подрыва мультилатерализма, миграции, терроризма, перехода к цифровой экономике, без сильного Европейского Союза, способного отстоять своё мнение, влиять на мировые процессы, защищать свои ценности и своих граждан ?
2. - Эмигранты с других континентов – самая большая угроза для современной Европы ? Какая от них может быть польза ?
Миграционные движения в Европу - устойчивый феномен. Они подпитываются разницей в богатстве между высокоразвитыми державами и развивающимися странами, а также конфликтами, которые заставляют людей покидать свои родные места. Несмотря на то, что пик « миграционного кризиса », вызванного пароксизмом сирийского конфликта и появлением ИГИЛ на Ближнем Востоке, уже позади, решение проблемы с миграцией ещё предстоит найти. Оно требует ответа по нескольким направлениям.
Первое из них - это усиление способности Евросоюза контролировать внешние границы. Речь идет о противодействии нелегальным потокам мигрантов при соблюдении права на убежище для жертв насилия и преследования.
Второе направление – это урегулирование кризисов в Сирии, в Ливии, в Сахеле, в Ираке, провоцирующих перемещение людей. Именно в этом состоит задача французской дипломатии и миссия французских военных, принимающих участие в борьбе против джихадистов в Сахеле и Леванте.
Третье направление – это помощь в развитии, чтобы открыть экономические перспективы для населения, в частности, для молодежи, в наиболее бедных странах. Ещё одно направление усилий - это обеспечение интеграции в наши национальные сообщества тех, кто получил убежище. Франция, как страна, принимающая мигрантов с конца 19-го века, может гордиться солидной традицией в этом вопросе.
3. - Мусульмане все погубят ? Европейцы не заиграются в демократию ?
Ваш вопрос, специально провокационный, как я понимаю, отражает, увы, распространённое чувство, разжигаемое правыми популистами. У него есть имя - расизм. Это яд, с которым мы должны неустанно бороться. Франция уважает свободу вероисповедания. Французы, исповедующие ислам, занимают такое же место в обществе, как и другие. Французская нация определяется не псевдо традиционными ценностями, а приверженностью политическим ценностям - правам человека и демократическим свободам.
4. - Толерантность – это принятие людей другой расы, другого вероисповедания, другой сексуальной ориентации – или это нечто большее ?
Как Вы корректно определили, толерантность – это принятие и уважение различия, какими бы не были его характеристики. Принцип недискриминации, который из этого следует, лежит в основе прав человека. Любое отклонение от этого фундаментального правила является посягательством на человеческое достоинство. Человечество различается по цвету кожи, культуре, по политическим или религиозным убеждениям, сексуальной ориентации. Чтобы жить вместе в гармонии в нашем обществе, мы должны принять и уважать различия других. Недавно, 27 января, мир вспоминал жертв Холокоста. Память о Шоа, одной из самых больших трагедий 20-го века, призывает нас не забывать к каким крайностям может привести нетолерантность.
5. - На ваш взгляд, какая польза обществу от проведения гей-парадов ?
В Европе и в США, где в 70-е годы 20-го века родилось движение за признание равенства прав сексуальных меньшинств, гей-парады стали традиционными. Это праздничные шествия, посвященные любви и толерантности. Мобилизация ЛГБТ сообщества в последние десятилетия позволила совершить эволюцию в умах людей и поменять взгляд на гомосексуальность.
В 2013 году во Франции был принят закон о браке для всех, он отражает признание того, что сексуальная ориентация – это факт человеческой природы, который не подлежит моральной оценке. И тем более не патология, как заявляют худшие из гомофобов. Однако проявление враждебности к этому правовому продвижению со стороны меньшинства французского общества показывает, что гомофобия не исчезла и что борьба за толерантность должна быть продолжена.
6. - Ведение бизнеса, организация культурных мероприятий – в Беларуси все по-европейски или есть существенные отличия ?
Есть различия по факту. Наши системы экономической и политической организации не полностью совпадают. Франция – это страна с рыночной экономикой, где главенствуют частные предприятия, в то время как Беларусь остается приверженной экономической модели с доминированием государственного сектора. Наши предприятия должны учиться адаптации к такой среде, если хотят вести бизнес в Беларуси. Многие делают это очень хорошо. Вместе с тем, в некоторых сегментах, закрытость рынка от свободной конкуренции ограничивает выбор белорусского потребителя. Я имею в виду, в частности, административные меры, лимитирующих импорт медикаментов, молочных продуктов, алкогольных напитков. Франция обратила внимание на эти препятствия во время 3-его заседания совместной экономической французско-белорусской комиссии, состоявшегося в октябре прошлого года.
Преимущество Беларуси в том, что она находится на перекрестке различных культур. Ваша страна имеет потенциал, чтобы стать основной культурной платформой в Восточной Европе. Как показывает пример Франции, расцвет культуры – это также вопрос политической воли. Государство должно гарантировать артисту свободу и возможность творить.
7. - С увеличением срока безвиза в Беларуси увеличилось ли количество жителей Франции, приезжающих в Беларусь ? Здесь есть что посмотреть ? Какое самое неожиданное место вы открыли для себя в Беларуси ?
Смягчение условий для въезда в Беларусь – это очень позитивная мера, особенно приветствуемая деловыми людьми. Это также первый шаг к привлечению туристов. Пока ещё мало французов приезжают в Беларусь - их число могло бы расти, Беларусь должна раскрыть свой потенциал. Кроме привлекательных мест Минска и наиболее живописных провинциальных городов, я имею в виду также природные парки для любителей спортивного отдыха, памятные места, связанных с событиями Русской Компанией Наполеона, с Первой и Второй мировыми войнами. Беларусь могла бы развивать такие формы нишевых туристических услуг, как рыбалка, охота, посещение исключительных промышленных объектов, как БелАЗ. Зимой могло бы стать популярным катание на беговых лыжах. Каждый год в Европе фестивали привлекают миллионы зрителей. Почему бы Беларуси не сделать из « Лістапада” и « ТеАрта » два основных фестиваля (кинофестиваль и театральный) в Восточной Европе ?
8. - Сможет ли Беларусь в обозримом будущем стать частью Евросоюза ? Что для этого надо кроме политической воли ?
Беларусь выбрала союз с Россией и евроазиатскую экономическую интеграцию. Этот курс, который Франция уважает, несовместим с перспективой вхождения в Европейский Союз. Вместе с тем, отношения Беларуси и Евросоюза вписываются в рамки « Восточного Партнерства » - политику сотрудничества, призванную создать вокруг ЕС пространство мира, процветания и демократии. Мы хотим, чтобы усиление связей по линии ЕС-Беларусь было ориентировано на конкретные цели. В первую очередь я имею в виду соблюдение прав человека и принципов правового государства – у Франции большие ожидания в этой части. Мы предлагаем Беларуси двигаться быстрее в вопросе отмены смертной казни. Первым этапом может стать принятие моратория на её применение. У нас есть озабоченность в отношении избирательной практики, уважения свободы собраний и ассоциаций, свободы прессы. Эти темы стоят в центре политического диалога между Беларусью и ЕС – так же, как и в нашем двустороннем диалоге.